Если пропал интерес к учебе

СФОКУСИРУЙСЯ НА МАЛЕНЬКИХ ЦЕЛЯХ

Если у тебя есть большая цель подтянуть знания по химии – это замечательно. Но мыслить слишком глобально все же нужно. Если ты взглянешь на учебник и на минуту подумаешь, что все там написанное нужно будет запомнить, то мысленно ужаснешься. Лучше разбей эту большую цель на множество маленьких: вначале ты выучишь таблицу Менделеева, потом – валентности, затем освоишь химические уравнения и т.д. Согласись, звучит уже не так страшно, как «Выучить всю химию»? Это как игра в теннис – против Шараповой ты вряд ли выйдешь, потому что наверняка проиграешь, а вот с подругой вполне можешь потягаться, потому что есть шанс. Так же твой мозг реагирует на большие и маленькие цели.

Ребенок слишком загружен

Современные дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, загружены настолько, что у них абсолютно не остается свободного времени. Ребенок весь день чем-то занят: он ходит в сад или в школу, дополнительно изучает языки, занимается теннисом, гимнастикой, музыкой и так далее. Уроки он делает поздно вечером, уже плохо соображая и совершенно без желания.

Дети так сильно устают, что у них в принципе пропадает какая-либо мотивация к обучению, и они ищут любую возможность увильнуть от занятий. Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда они начинают понимать, что родителей можно не слушаться, и за это ничего не будет. Дошкольники и младшие школьники еще как-то пыхтят, стараются вынести сверхнагрузку, а потом в какой-то момент просто срываются и уже больше ничего не хотят, да и не делают.Если у ребенка нет свободного времени, он не сможет побыть самим собой, осознать свое «я», что-то придумать или помечтать, лежа на диване. А в итоге он не станет креативным и самостоятельным человеком — он будет просто следовать по графику, составленному другими.Что делать родителям. В первую очередь, нужно снизить нагрузку, чтобы у ребенка появилось свободное время

Для дошкольника важно, чтобы ежедневно у него было три личных часа. Если ребенок ходит в сад, а потом на занятия, то все равно вечером у него должны быть эти часы отдыха

Для младшего школьника это минимум два часа свободного времени в день. Понятно, что эти цифры для ориентира, но к ним нужно стремиться.Пусть ребенок в это время рисует, играет с кошкой, наряжается в мамино платье, лечит плюшевых зверей или просто наблюдает за полетом мухи. А иногда можно и на телефоне немного поиграть. Это тоже не страшно — гораздо страшнее, если у ребенка вообще нет свободного времени.Также нужно посмотреть, есть ли перерывы между дополнительными занятиями: не получается ли так, что ребенок галопом несется из одного кружка в другой, а потом сразу в третий. Если занятия идут одно за другим, то придется их немного «проредить» — детство должно быть детством, а не бесконечной гонкой. И не стоит ждать результатов сразу. Ребенок отдохнет, восстановится, и тогда, скорее всего, у него вновь появится желание учиться и развиваться.

Как поддержать интерес к учебе: 9 способов

Если ваш сын или дочь не проявляет интереса к учебе, особенно после затянувшихся каникул, не стоит опускать руки. Существует ряд способов, которые помогут сформировать учебную мотивацию.

  1. Не оказывайте давление. Хотите, чтобы ребенок пришел к мысли о том, что выполнять домашнее задание — это хорошо? Никогда не сажайте его за уроки насильно. Лучше объясните, что если подготовиться заранее, то можно быстрее написать контрольную и раньше освободиться. Предложите ребенку интересное совместное времяпрепровождение в освободившееся время: прогулку в парк, настольную игру и т.д.
  2. Обязательно отслеживайте и озвучивайте успехи. И взрослому приятно, когда его достижения замечают. А для ребенка это особенно ценно. Вовремя сказанная похвала способна мотивировать даже самого отчаянного двоечника.
  3. Показывайте пользу обучения на личном примере. Дети копируют поведение взрослых. Когда я была ребенком, в моей семье не было телевизора, зато все взрослые — мама, папа, бабушка — были отчаянными книголюбами: книги читались, обсуждались, дарились. Читать я научилась очень рано — пожалуй, у меня и не было другого выбора.

Будьте всегда готовы к усвоению новой информации, показывайте, как ее можно искать и применять. Пользуйтесь энциклопедиями, справочниками, поисковиками, как только возникает любой вопрос, пусть даже он кажется глупым: почему трава зеленая? как выглядел граф Дракула? зачем пингвину колени? Так вы научите ребенка оперированию информацией и поиску ответов. Постепенно вопросы могут усложняться. Ставьте перед школьником вопросы, которые его обязательно заинтересуют — так вы сможете привить ему желание учиться.

Примером может стать история Дениса и его мамы, с которой они вместе посещали занятия по теннису. Мальчик вдохновлялся активностью мамы, и она, несмотря на то, что управляла своим бизнесом, всегда находила время на дополнительное обучение и совместные занятия с сыном.

Делайте акцент на достигнутых результатах. Часто родители указывают ребенку только на его ошибки

Попробуйте сделать наоборот — сконцентрируйте внимание на успехах. Даже если в сочинении 33 исправления, наверняка в нем есть пара-тройка удачно сформулированных фраз

Похвалите сына или дочь за них, скажите, что они помогают понять суть написанного. Так вы сможете поддержать интерес даже к тем предметам, которые ученику даются с трудом.

«Ешьте слона» по кусочкам. Часто дети не хотят делать «домашку», боясь, что не справятся или допустят слишком много ошибок. Все, что нужно в этой ситуации — разбить сложную задачу на части. А потом решить ее поэтапно.

Делайте перерывы. Во-первых, мозг ребенка периодически нуждается в отдыхе. А во-вторых, срабатывает так называемый эффект Зейгарника, когда прерванное действие хочется закончить. Дети сами возвращаются к выполнению задания, если им дать паузу в несколько минут. Но некоторым все же требуется напоминание: «А помнишь, ты хотел решить ту смешную задачу про кроликов?».

Оставьте ребенку запас сил для других занятий. Школьник вряд ли будет довольным, если приготовление уроков отнимет у него всю энергию! В ваших силах организовать его расписание. Объясните, что лучше выполнять задания, когда есть силы и запас времени. Идеальный вариант — днем или вечером после прогулки. А потом можно будет заняться чем-нибудь приятным: поиграть или посмотреть фильм. Это отлично мотивируют как детей, так и взрослых.

Родители Насти ежемесячно составляют план развлекательных вечерних мероприятий. В список входят интересные прогулки, активный отдых — все то, что любит их дочь

Важное условие того, что запланированное состоится: каждый должен выполнить свои домашние задания. Например, папа — сходить за продуктами, мама — приготовить ужин, Настя — сделать уроки

  1. Создайте систему поощрений. Узнайте, что приносит ребенку радость, и используйте этот стимул как «подзарядку». Исправил тройку по истории — пойдем с родителями на фильм, о котором говорят! Такая мотивация толкает детей на подвиги — они прилежно «подтягивают» даже самые нелюбимые предметы.
  2. Расширьте круг интересов. Интенсивный процесс обучения требует разрядки. Секции, кружки, клубы по интересам помогают детям снять напряжение после уроков. Дополнительное общение помогает увидеть, где могут пригодиться знания, полученные в школе. И почему стоит заполнить пробелы, например, по физике или геометрии.

Учеба — это сложный процесс, где есть свои взлеты и падения. Ребенок способен преодолеть большинство препятствий самостоятельно. Но поддержка со стороны родителей необходима. Особенно она важна, когда собственные силы заканчиваются. Иногда достаточно пары вовремя сказанных слов похвалы, чтобы желание учиться вернулось.

Во что это выльется

Теперь  у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно  немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область – причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста – правда, здорово?
 
Но  что же дальше, спросите вы, во что  все эта апатия к учебе выльется через пару лет?
 
А дальше вот что. Средняя школа — важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.
 
Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы – прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.  
 

Травля в классе

Если в классе плохая атмосфера, ребенка дразнят и обижают, то никакой учебы там, конечно, не будет. Причем плохие отношения со сверстниками могут возникнуть в любом возрасте. Частые признаки неблагополучия при этом — неожиданное заикание, нервные тики, нежелание идти в школу, плохой сон и так далее. Дети не всегда открыто говорят о своих проблемах, поэтому родителям нужно быть внимательными и чуткими.Если же ребенок приходит с синяками, вдруг начинает слишком часто якобы терять свои вещи или у него пропадают деньги на обед, то, скорее всего, он столкнулся с настоящим буллингом, то есть травлей. В этом случае надо действовать незамедлительно.Что делать родителям. Если мы заметили тревожные признаки, то сначала расспросим ребенка — возможно, он сам все расскажет

А потом нужно действовать активно, но аккуратно: нельзя сводить счеты с обидчиками, но нужно привлечь к ситуации максимальное внимание взрослых – поговорить с учителями, директором, завучем, родительским комитетом.И параллельно нужно проводить работу с ребенком, рассказывать, как себя вести в этой неприятной ситуации, ссылаясь на свой опыт. Все мы бывали во всех трех ролях — агрессор, жертва и наблюдатель

Наш опыт поможет сыну или дочери справиться с ситуацией, переосмыслить ее. Ребенок не должен чувствовать, что он всегда жертва

Здесь самое важное — родительская работа и понимание того, что реально происходит в классе.Если все методы не работают и ребенка продолжают травить, вы всегда можете его перевести в другой класс или школу. Иногда — это единственный способ сохранить психику и вернуть мотивацию к учебе

Иногда нужно сделать перерыв и морально отдохнуть

Это касается детей, чья рабочая неделя расписана по минутам секциями и дополнительными кружками. Ребенок может не выдержать напряжения и в определенный период решительно отказаться от всех возложенных на него обязательств. Возможно, стоит пересмотреть учебный план в пользу того, что ребенку интересно или действительно необходимо.

Не забывайте об увлекательных экскурсиях, походах с друзьями на интересные представления или на природу. Скорее всего, они оставят самые лучшие воспоминания у ребенка о школьных годах. И дадут возможность ребенку отвлечься и с новыми силами приняться за получение знаний.

Смена ценностей

Не все так плохо, как могло бы вам показаться из вышеизложенного. Есть еще один момент, который зачастую упускают из виду даже специалисты по детской душе. Распрощавшись с Дедом Морозом и волшебной палочкой, дети отправляются на поиски нового смысла: смысла жизни, смысла смерти, смысла бытия… Философия, пропущенная через себя.

В заключение хочется уберечь родителей от фатальной ошибки. Не стоит обвинять учителей, школу или «любимых» родственников (весь в отца, бестолочь!) в неутешительных успехах ребенка на ниве учебы. Истоки проблемы — в семье, в детско-родительских отношениях. Родителям нужно набраться терпения и навести мостик взаимопонимания, чтобы не растоптать душу ребенка диктаторским насаждением «правильного», с взрослой точки зрения, поведения. Если вы, конечно, хотите вырастить успешную личность, а не безвольную марионетку.

Наш эксперт: Ахмедзянова Айгуль Эльвировна — клинический психолог, руководитель центра психологии «Априори».

Ребенок запустил предмет

Следующая причина, по которой дети часто не хотят и даже не могут учиться, — это незнание. Это скорее характерно для детей старшего возраста, когда в школе начинаются более сложные предметы. Дети запускают математику, физику или химию, они уже фактически не понимают, что происходит на уроке и как надо делать домашнее задание.Ребенок просто не знает, как подступиться к этому предмету, и тогда он перестает даже пытаться. Он может делать вид, что занимается, а на самом деле он будет смотреть в окно, тайком играть на телефоне и всячески саботировать работу и в классе, и дома.Что делать родителям. Надо четко понять, что ребенок сам не справится. И все эти «Давай учись», «Ты что, не понимаешь? Тебе экзамен сдавать» — совершенно бесполезны. Когда ребенок ничего не знает, никакие нравоучения и назидания не помогут.

Здесь надо идти, как я говорю, по «методике швейцарского сыра». Выделим ключевые моменты: например, подумаем, что конкретно нужно подтянуть в том предмете, по которому он «плавает».Если нам самим это сложно, можно на некоторое время нанять репетитора.Как только ребенок начинает хоть что-то понимать, интерес, как правило, возвращается. Здесь очень важны позитивные эмоции, вера в свои силы, радость от первых, пусть и небольших, побед. Когда ребенок осваивает один предмет, можно переходить к следующему. Если подойти к вопросу грамотно и ответственно, то через полгода мы не узнаем своего «лентяя».

Как найти причину?

Если с тем, что делать ни при каких условиях нельзя, всё понятно, найти правильный подход к ребёнку будет немного посложнее. В первую очередь необходимо найти причину потери энтузиазма, коих великое множество.

Первая причина

Вторая причина несколько похожа на первую. Заключается она в организации учебного места. Возможно, интерьер класса вовсе не настраивает ребёнка на получение знаний. Также причина может быть в количестве учеников в классе (от слишком большого до слишком маленького).

 Третья причина заключается в отношениях с одноклассниками. Если у ребёнка с первых недель закладываются не очень хорошие отношения со сверстниками, это вряд ли послужит стимулом к получению знаний. Дети очень болезненно воспринимают негативные отношения с одноклассниками, а это вполне может стать причиной потери интереса к школе и знаниям в принципе.

Также причина может быть в отношении преподавателя к ребёнку. Многие педагоги любят активных детей, которые сразу проявляют участие в учебном процессе с огромным энтузиазмом. Такие ребята сразу становятся любимцами учителей. Если ваш ребёнок застенчивый по своей природе, он вряд ли станет первым поднимать руку во время ответа, да и вообще стремиться проявлять большую активность на уроке. Учитель попросту может не оценить знания ребёнка и неправильно отнестись к нему, что отрицательно скажется на психике маленького человека. Вскоре ребёнок может и вовсе потерять интерес.

Иногда причиной становятся сторонние увлечения ребёнка, которые могут создать помеху в усвоении школьной программы. Не следует с первого же класса нагружать чадо кружками и секциями. Много хорошего – тоже плохо. Позвольте ребёнку самостоятельно выбрать один — два кружка, которым он хочет уделять время вне учёбы.
Однако могут быть и индивидуальные причины, которые, не откладывая, стоит рассмотреть с профессиональным психологом и педагогом.

Кризис средней школы

Семья Н., сын Петр, 12 лет: Ну да, тройки у меня есть. Полно. Но сейчас же только вторая четверть, и до конца года ого-го-го еще сколько времени. Исправлю!

Переход в среднюю школу сам по себе стресс. Новые лица в классе, куча незнакомых учителей вкупе с новыми предметами, и вообще вся привычная школьная система — с ног на голову! Больше никто не утирает сопельки и не гладит по головке. Этот процесс может спровоцировать у ребенка проблемы. С одной стороны, они еще дети и хотят ими оставаться, с другой — возросшие требования и претензия на взрослость.

Самое время родителям начинать прививать своим ребятам азы тайм-менеджмента, учить мыслить прагматично и стоить планы. Реальные. Усугубить ситуацию могут конфликты в классе. Индивидуализм еще не в фаворе, пока еще преобладает стадный инстинкт, желание быть как все, дабы заслужить одобрение. Если обстановка в классе сама по себе не располагает к учебе, если среди одноклассников читающий ребенок — «лох», а отличник — «ботаник», каких вы подвигов ждете от ребенка?

Психологический дискомфорт в школе

Ваш ребенок может скрывать, что у него возникли проблемы с одноклассниками или конкретным учителем. Доверительные беседы и ощущение поддержки со стороны семьи могут помочь разрешить ситуацию. Не оставляйте ребенка один на один с его проблемами – его возраст не позволяет ему самостоятельно решить все трудности.

Как правило, наиболее болезненные сомнения ребенок оставляет «при себе», он может не уметь попросить о помощи. Следует выделить время для обсуждения с ребенком способов психологической защиты. Умение отстоять свои права очень пригодится в подчас весьма жестокой реальности школьников. Ребенок должен уметь оперировать «взрослыми» словами, как по отношению к взрослому, там и по отношению к сверстнику: «Мне не приятны эти слова, я не привык к грубости», «Мне не нравится, как ты со мной сейчас разговариваешь, не говори со мной больше так». Конечно, лучше осваивать эти ритуалы в игровой форме.

Вопрос психологам

Спрашивает: Татьяна

Категория вопроса: Дети

19.04.2012

Не могу найти «ключ», чтобы донести до сына необходимость получения качественного образования. Сильно «скатился», никакие объяснения, наказания не помогают!Ему на все наплевать. Теряю контакт с ним. Мне 39 лет, работала переводчиком, сейчас не работаю. Муж ушел год назад. Воспитанием не занимается совсем, материально тоже не помогает. Учится сын в «сильной» гимназии, занимается айкидо, стараюсь ни в чем не ущемлять, но и не балую никогда. Были доверительные и дружеские отношения-сейчас непонимание и агрессия(с двух сторон). Что делать? Заранее спасибо за ответ.

Получен 1 совет – консультация от психологов, на вопрос: 13-летний сын потерял интерес к учебе

Ланько Владимир Витальевич

Психолог Харьков
Был на сайте: 26.08.2018

Ответов на сайте:     Проводит тренингов:     Публикаций:

Показать контакты

Отправить вопрос бесплатно

13 лет — сложный возраст. Вы можете вспомнить себя в этом возрасте. Наверняка легко обнаружите в своей истории сложности в отношениях. Возможно у вас они проявлялись иначе.

Вы пишите, что год назад ушел ваш муж. Полагаю, вы понимаете, что это стресс для вашего сына. Причем уход — лишь последняя точка, которой предшествовала какая-то история, держвашая в напряжении вас троих. И именно ваш сын сейчас своим «скатыванием» отражает какие-то эмоции, которые могли быть проявлены или вами или его отцом.

Айкидо, сильная школа, не балую — это понятные попытки удержать ребенка, но удержать «силовыми» методами. Вы не описываете что понимаете под «не ущемлять» и «не балую». Но, полагаю, что стараетесь демократично строить отношения. Хотя понятно — каждый человек и подросток нуждается в понятности, определенности, надежности, предсказуемости — прежде всего — мира, в котором живет — семьи. И сохранить это сейчас очень сложно. Возможно ему кажется, что если все так происходит, то и смысла напрягаться нет? И это очень глубокие переживания, которые не корректируются школьной жесткостью и духом айкидо.

Непонимание и агрессия — вполне естественное продолжение, ведь ему надо получить информацию на свои вопросы — как жить дальше, ради чего и как он может в этиом участвовать? Не получает ответы, не понимает — агрессия. Вы чувствуете, что не можете дать ему что-то свыше своих материнских сил, нее понимаете — агрессия.

Наказание — не способ. Я понимаю, что трудно — но попробуйте все же находить и реагировать, поддерживать именно моменты проявления интереса у сына.

Что делать? То, что делали раньше — быть мамой, любить, поддерживать, стараться понять. Заниматься собой, работать, строить отношения и тд. Искать вместе с сыном ответы — как партнеры может быть.

Будет сложно — не тяните — смело к психотерапевту на очное консультирование.

Хороший ответ3Плохой ответ

А чего точно делать не стоит?

Итак, мы выяснили, что извечный родительский вопрос «Как заставить ребенка учиться» по своей сути некорректен: нужно сделать так, чтобы ребенок захотел учиться сам. Что может ему в этом помешать?

1. Давление и угрозы

Дети и подростки еще менее охотно, чем взрослые, делают что-то «из-под палки». Есть риск вызвать обратный эффект, не говоря уж о том, что вы испортите с ребенком отношения. Если вы угрожаете лишить ребенка чего-то значимого для него и он воспринимает угрозу всерьез, то, возможно, он действительно начнет уделять учебе больше внимания. Но возможно также, что он начнет всеми способами скрывать оценки и даты родительских собраний, прятаться от вас и бояться. Вам действительно это нужно? 

2. Выполнение домашних заданий за ребенка

Какой смысл ребенку напрягаться, если за него все сделает мама или папа? Так и вырастают инфантильные, не умеющие принимать решения и заботиться о себе люди

Помогая с уроками, важно именно помогать, то есть объяснять непонятный материал и наводить ребенка на правильный ответ. Важно, чтобы он не просто сформулировал решение задачи, но и понял, почему оно именно такое, и смог сам решить аналогичную задачу в будущем. 

3. Игнорирование предпочтений детей

Даже если вам кажется, что ребенок обязан сидеть за учебниками математики, а он при этом предпочитает литературу, не ругайте его, не убеждайте жить так, как вам хочется. Пусть развивается в сфере, которая ему интересна, а остальные просто не забрасывает. Как бы вам этого ни хотелось, ваш ребенок не сможет идеально делать все сразу – это и не нужно.  

4. Сравнение с другими в их пользу

Пытаясь привить ребенку интерес к учебе на хороших примерах, можно перегнуть палку. Например, если вы постоянно сравниваете сына или дочь с другими детьми, которые учатся лучше и в целом успешнее, это только настроит ребенка против вас и тех, кого вы ставите в пример. Кому как не вам знать, что ваше чадо уникально и к нему нужен индивидуальный подход. Да и установка «ты хуже других» может серьезно навредить психике ребенка – и это коснется не только учебы.

Еще один сомнительный метод – постоянная внешняя мотивация: напишешь контрольную на «отлично» – куплю смартфон, сделаешь домашнее задание – отпущу погулять с другом… Как правило, такие меры имеют кратковременный эффект. Невозможно вечно удерживать интерес ребенка таким образом. Рано или поздно все равно обнаружится, что ребенок не хочет идти в школу, потому что у него пропали все стимулы.

Начать с себя и осознать, что свобода тоже может быть полезной

Самый трудный момент для матери или отца наступает, когда сразу за попыткой снять контроль происходит ухудшение учебы, а также поведения ребенка

Важно знать, что это абсолютно закономерно, и выдержать, довериться ребенку, не сорваться вновь в нравоучения.. Ослабив контроль, не следует терять связь со школьником

Спрашивайте, как прошел день, интересуйтесь успехами и активно слушайте своего ребенка. Активное слушание подразумевает повторение услышанного услышанное, попытки узнать его отношение к происходящему и наводящие вопросы.

Ослабив контроль, не следует терять связь со школьником. Спрашивайте, как прошел день, интересуйтесь успехами и активно слушайте своего ребенка. Активное слушание подразумевает повторение услышанного услышанное, попытки узнать его отношение к происходящему и наводящие вопросы.

Детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер приводит следующий показательный диалог:

– Мамочка, ты только не ругайся, сегодня у меня тройка по русскому языку за домашнюю работу. (Внимательно ее слушаю, стараюсь без эмоций.)

– И тебе это не очень нравится, ты хочешь это изменить…

– Да, я сегодня позанимаюсь этой темой дополнительно. (Ура!!!)

Постепенно, не в один миг, ситуация изменится

В режиме свободы и самоопределения неизбежны неудачи и ошибки, здесь важно держаться, вытерпеть и лишь поддерживать ребенка морально. И ваши усилия и мудрость будут вознаграждены.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная»  причина, по которой у большинства  детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
 
Например, сильная перегрузка

Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
 
Еще одна причина — разочарование  в учителях. Опять же, к этому  возрасту ребенок уже снимает  розовые детские очки и видит  нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
 
Третья  причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые  трудности переходного периода  связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.
 
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться  в причинах. Лучше всего это  делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться. 
 

Другие интересы

Возможно, ребенок потерял интерес к учебе, потому что все его мысли занимают другие вещи. У него вроде бы и сил полно, и учителя к нему прекрасно относятся, и с одноклассниками нет проблем — и вдруг все изменилось, ему уже ничего не надо. Например, подростковая влюбленность: ребенку ни до чего, он будет целыми днями сидеть и думать про эту девочку или мальчика. Или вдруг увлекается каким-нибудь экстремальным спортом, и все время занят этим.Что делать родителям. В данном случае возможны разные варианты. Иногда достаточно просто переждать, и все проходит само собой. Но, к сожалению, так бывает не всегда.Если увлечение серьезное, то можно попытаться найти точки пересечения личных интересов ребенка и учебы.Это могут быть совместные занятия с объектом подростковой влюбленности. Или если ребенок увлечен каким-то видом спорта, то можно ему показать книги по физике, которые объясняют законы движения, а книги по истории этого спорта вполне могут пересекаться с курсом общей истории.

Дата: 23 января 2020
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий